Россия, Южно-Сахалинск
Телефон:
+7 (924) 180-08-.. Показать номер
ВРЕМЯ
whatsapp telegram vk email

Одаренность как особое качество: что она представляет собой, возможно ли развить в течение жизни у взрослых и детей?

Одаренность имеет множество определений. Изучением вопроса занимались и занимаются как ученые стран бывшего Союза, так и зарубежные специалисты по нейрофизиологии, психологии, педагогике и смежным направлениям научной деятельности и практики. В общем смысле одаренность представляет собой врожденное качество, склонность к продуктивной деятельности в той или иной сфере, возможность реализации собственной личности в деятельности с особым успехом, в отличие от прочих индивидов.

Есть несколько точек зрения на это качество человеческой личности. Одни специалисты считают, что склонностями к той или иной активности обладают абсолютно все люди с рождения. Только способности и потенциальные возможности разнятся от случая к случаю. В психологии это превалирующая точка зрения. Другие же основываются на тезисе, что истинной одаренностью мало кто обладает. Доказательств тому нет. Это крайне спорная позиция.

image

В любом случае, одаренность представляет собой сумму задатков, особого склада личности, черт характера. Сущность понятия не относится непосредственно к деятельности. Человек может быть способным, но без выявления и развития возможностей шансов на результаты практически нет. То есть одаренность — это потенциал личности ребенка, а не ситуация, которая имеет место здесь и сейчас. Вопрос сложный и требует дополнительных пояснений.

Возможно ли развитие одаренности во взрослые годы? Что происходит с потенциалом с годами?

Склонность к той или иной деятельности проявляется с ранних лет. В основном она присутствует у всех. В разных сферах: от учебы до творческой активности. Другое дело, что далеко не всегда окружающие замечают это и акцентируют внимание на формировании личности ребенка по правильному, адекватному типу. В результате такого некорректного отношения со стороны даже ближайших родственников, родителей, потенциал начинает угасать.

Специалисты, которые делают вывод об исключительной редкости одаренности, как раз основываются на результатах жизни большинства людей. Однако это грубая методологическая ошибка. Поскольку, во-первых, способности могут быть самого широкого спектра, порой это не заметно глазу при беглой оценке. Во-вторых, загубленный потенциал никуда не девается, он был, но «уснул». Нужно исследовать детство человека, только потом делать выводы.

Значит ли сказанное, что взрослые люди не имеют ни шанса добиться успеха в той сфере деятельности, к которой есть задатки? Нет, разумеется, не значит.

При достаточном желании есть возможность вызволить возможности и добиться успехов в реализации. У взрослых есть несколько преимуществ перед детьми:

  • Целеполагание

Возможность ставить четкие цели и добиваться их. У молодых лиц, примерно до 10 лет эта сфера несколько проседает, поскольку большинство не знает, куда хочет двигаться и чего хочет достигнуть в конечном итоге. Это проблема и она существенно замедляет прогресс, порой приводит вообще в тупик.

  • Способность концентрироваться на задаче

Без отвлечения на ненужные моменты. Концентрация на тех навыках, знаниях, которые действительно пригодятся для достижения конкретного результата.

  • Аналитические возможности

Играют ключевую роль в достижении результата. Цели сами по себе могут подразделяться на несколько типов. Имеет смысл разбить одну конкретную цель на несколько и достигать итогов постепенно. Взрослые лица в большей мере склонны к логическому стратегическому мышлению и конкретному, четкому целеполаганию. Детей дошкольного и раннего школьного возраста в этом плане должны вести педагоги и здесь все зависит от таланта самого учителя. Но зависимость слишком велика.

Есть и несколько минусов начала раскрытия задатков в поздние годы:

  1. Необходимость переключения схемы мышления, повышение гибкости. С течением лет с этими процессами возникает проблема. Засоренность, концентрация на одних и тех же аспектах реальности. Это может быть проблемой для обучения и привития новых навыков. Но при желании справиться с проблемой вполне возможно.
  2. Недостаток свободного времени. В результате необходимости обеспечения собственных потребностей в быту и прочих.
image
image
image
image

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Классификация одаренности

Основные современные концепции одаренности предполагают подразделение этого явления по разным критериям.

По типу склонности

  • Академическая

Представляет собой возможность быстро учиться новому, усваивать определенные знания, навыки и быстро применять их на практике. Также может определяться как некий склад ума. Особенно важно наличие этого типа при ведении научно-исследовательской деятельности. В меньшей мере при педагогической практике. Включает в себя три компонента. Интеллектуальный как основа, мотивацию, ведущую прогресс вперед и креативную составляющую. Благодаря последнему компоненту удается привносить в применение знаний и навыков новые особенности, решать задачи нетривиальным путем.

  • Интеллектуальная

Для интеллектуальной одаренности типичны повышенные изначально когнитивные способности. В первую очередь абстрактное мышление. Возможность анализировать (раскладывать целое на части), синтезировать (обобщать), пользоваться понятийным аппаратом, формализовать явления, придавать им вербальную форму (давать определения), оперировать суждениями, делать дедуктивные и индуктивные умозаключения, мыслить по аналогии. Это только часть целого. Помимо, сюда же относят память, возможность не только запоминать, но и произвольно воспроизводить с собственной интерпретацией. Интеллект состоит из множества компонентов.

Можно включить в эту сферу повышенную чувствительность (сенситивность), высокую степень любознательности с ранних же лет, что может рассматриваться как бестактность, разумеется, ложно. Зачастую эта форма встречается параллельно с академической. Дети и люди, имеющие высокие интеллектуальные способности, обычно быстро учатся, в том числе самостоятельно. Обладают инициативностью, имеют такую особенность, как нестандартное мышление, целенаправленность в умственной активности.

  • Творческая

Если академическая одаренность проявляется больше в интеллектуальной сфере, как и собственно интеллектуальная, эта в повышенной сенситивности. Преимущественно работает правое полушарие головного мозга. Человек креативен, нестандартно мыслит, проявляет интерес к музыке, изобразительному искусству, работе со средствами языка. Музыкально-двигательная одаренность характеризуется повышенность пластикой тела. Поскольку творческий потенциал исходит примерно из одних посылок, у одного и того же человека возможно быстрое развитие разных способностей. Это доказывается, в том числе множеством лиц, занятых одновременно музыкой, художественной деятельностью и прочими видами искусства с определенными успехами в каждой.

Высшая степень творческой одаренности в любой названной сфере называется гениальностью. Она встречается редко.

Иногда в отдельную сферу включают спортивную одаренность. Наличие хороших рефлексов, понимание сути деятельности, хороший глазомер и прочие специфические задатки.

По моменту проявления свойства

  • Врожденная одаренность

Возникает спонтанно. В основном — это результат сочетания качеств, полученных по наследству от разных предков. Встречается особенно часто. Без достаточного развития так же быстро и угасает.

  • Приобретенная форма

Результат долгого и кропотливого труда. Имеет место обратное развитие процесса. Если в классической ситуации все идет по схеме задатки-умения-результат, в этом случае все работает так: длительная деятельность-опыт-одаренность. Такие лица достигают больших результатов, чем большинство врожденных талантов, поскольку работают не переставая.

По возрастному аспекту

  • Детская одаренность
  • Взрослая форма. Не всегда человек знает о собственных задатках, раскрытие может сильно запаздывать

Исходя из степени раскрытия

  • Потенциальная одаренность

Это примерный ориентир. То, насколько человек сможет добиться успеха в выбранной сфере.

  • Реальная

То, что имеется на данный момент. Это очень приблизительные и грубые прикидки. Степень зрелости одаренности можно дифференцировать посредством различных тестов, это уже вопрос диагностики.

Есть и более обширный метод подразделения

  • Общая разновидность

Общая одаренность детей проявляется в возможности успешно заниматься творческой, интеллектуальной деятельностью. Однако встречается не всегда и далеко не у всех.

  • Специальная

Определяется одним конкретным аспектом. Как общая одаренность влияет на специальную? Без специального подхода — негативно. Поскольку человек не может ничего довести до конца, поскольку все получается и интерес быстро пропадает. Это проблема чрезмерного количества задатков.

Виды одаренности — не только теоретическая выкладка. Благодаря пониманию сути вопроса, педагоги-психологи имеют возможность направлять молодых людей в верном направлении.

Виды

В психологических учениях представлены разные виды классификаций способностей. Некоторые специалисты выделяют степень их интенсивности (выраженная и невыраженная), а некоторые — время их проявления (раннее и позднее).

Наибольшую популярность приобрело перечисление видов одаренности, которое основывается на сфере их использования. Классификация была предложена американским психологом Ховардом Гарднером в 1983 году.

Ученый различал несколько видов мышления:

Мышление Характеристика
Лингвистическое Умение читать, слушать. Развитая письменная и устная речь.
Музыкальное Певческие способности. Умение воспринимать музыку.
Логико-математическое Наличие логического мышления, быстрое решение математических примеров и задач.
Пространственное Контакт с физическим окружением.
Телесно-кинетическое Спортивные достижения, успехи в танцах.
Социальное Продуктивное взаимодействие с другими людьми.

Психолог определил интеллект как рычаг решения задач и создания продуктов, обусловленных культурой и социумом. Множественная характеристика интеллектуальных способностей дает возможность овладевать различными профессиями.

Классификация одаренности, созданная в 1996 году российским психологом В.С. Юркевич, предполагает другие типы.

Мышление Характеристика
Интеллектуальное Повышенный уровень любознательности и живость ума.
Академическое Интерес к какому-либо предмету. Способность классификации и систематизации.
Художественное Наличие изобретательности. Стремление решать задачи по-своему, сниженное внимание к авторитетам.
Креативное Нестандартное мышление. Особый взгляд на окружающие предметы мира.
Лидерское Наличие инициативности, развитая коммуникация.
Психомоторное (спортивное) Двигательная активность, развитая координация.

По мнению автора, каждый ребенок требует индивидуального подхода учителей и психологов. Знание основных видов гениальности важно для оценки возможностей ребенка и нахождения путей решения проблем в его обучении. Учитель должен создать правильное направление выбора будущей профессии.

Все ли люди склонны к той или иной деятельности? Что влияет на перспективы развития и прогресса?

В той или иной мере — да. Все люди. Ответ на вопрос положительный. Далее, перспективы формирования личности по тому или иному типу, раскрытие заложенного потенциала, все это определяется группой факторов.

Социальная среда

Играет едва ли не основную роль в жизни детей. Все зависит от того, какую модель воспитания применяют родители. При императивной модели, когда превалирует приказной характер отношений и строгая вертикаль в определении поведения ребенка, постепенно утрачивается инициатива. Человек становится податливым, вялым, не готов бороться с трудностями. Отличается повышенной конформностью, соглашательством, действием по типу «как все». Это создает большие проблемы с точки зрения реализации и может быстро поставить крест на самом талантливом человеке. При превалировании партнерской или свободной модели, потенциал раскрывается наиболее полно. Это наиболее верная модель поведения, не угнетающая личность и не предполагающая применение насилия в разных его видах.

Склонность к самостоятельному познанию

Определяется опять же моделью воспитания. Но при достаточной развитости, возможно самостоятельное дальнейшее существование качества, несмотря на жесткие императивные методы родителей. В процессе формирования необходимых свойств личности ребенок оказывается способен самостоятельно анализировать и мыслить. Это основной способ добиться раскрытия потенциала. Особенно, если речь идет об интеллектуальных и академических формах.

Сенситивность

Повышенная чувствительность к окружающим раздражителям. В частности, речь идет о сочетании хорошей памяти, способности воспроизводить факты и явления, быстро усваивать новую информацию, учиться и прогрессировать даже без помощи со стороны. Хотя и в более медленных темпах. Развитие одаренности в этом контексте быстрее идет под контролем наставников.

Физические аспекты

В данном случае имеет место состояние здоровья. Некоторые заболевания изначально ставят в невыгодное положение: плохое зрение, недостаточная острота слуха и прочие. Они осложняют развитие навыков и необходимых способностей. Порой вовсе ставят крест на возможности реализации в определенной сфере. Этот вопрос нужно рассматривать на месте, по ситуации.

Тип личности, определяющий и тип поведения

Темперамент, склонность к социальным контактам, прочие факторы. Они налагают определенный отпечаток на скорость прогресса и раскрытия задатков.

Большая роль отводится наследственному фактору

По наследству передаются многие факторы, в том числе некоторые особенности поведения, интеллектуальный потенциал.

Признаки

Признаками одаренности выступают особенности, проявляющиеся в реальной деятельности, которые получают характерологическую оценку. Гениальность ребенка включает категории — «хочу» и «могу».

Критерии предполагают две поведенческие грани: инструментальную и мотивационную. Инструментальная категория предполагает способы деятельности, а мотивационная — отношение ребенка к действительности.

Инструментальная категория включает следующие признаки:

  • Быстрое овладение навыками и их успешное применение.
  • Постановку новых целей на основе всестороннего овладения предметом. Она формирует взгляд на ситуацию через новую призму, а также способствует продуцированию новых идей.
  • Формирование индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности все выполнять на свой манер.
  • Способность выделять существенную деталь из множества других предметных понятий.
  • Осуществление легкого перехода от конкретных понятий к общим категориям.
  • Умение в сложном раскрыть простое и наоборот.

Обучение ребенка с развитым интеллектом характеризуется быстротой и легким усвоением нового материала. Также процесс может отличаться медленностью.

Поведение гениального ребенка отличается:

  • Повышенным уровнем чувствительности к некоторым явлениям действительности.
  • Потребностью в познании нового.
  • Неприятием стандартных форм мышления.
  • Сильной увлеченностью каким-либо предметом.
  • Критичностью к себе.
  • Постоянным самосовершенствованием.

Поведение одаренного ребенка соответствует не всем вышеперечисленным критериям. Наличие хотя бы одной характеристики должно стать поводом проявления внимания специалиста.

Методы диагностики потенциала человека

Основные методы диагностики одаренности применяются педагогами и педагогами-психологами на очном приеме. Работают специалисты взрослого и детского профилей соответственно.

Вне зависимости от возраста, необходимо установление базовых факторов:

  • выявление поведенческой составляющей, определение типов личности;
  • основные склонности человека, его интересы и определение перспектив, целей, желаний в будущем (у детей это наиболее показательный момент, поскольку исходя из цепочки рассуждений, можно сделать выводы относительно некоторых свойств личности и характера);
  • интеллектуальные способности в разных вариациях;
  • креативность;
  • волевые признаки.

Все это устанавливается посредством дифференцированных и комплексных тестов на одаренность и разные ее аспекты. Рассмотрим основные методы диагностики.

Тест Векслера

В вариации в зависимости от возраста. Определяет базовые интеллектуальные способности человека. Применяется наиболее часто. Он куда точнее стандартного теста IQ за счет более вариативного подхода, широкого комплекса вопросов и их выборки. Но одного его недостаточно.

Тест по шкале Торренса

Стандартный способ проверки креативности и творческого мышления. Предполагает использование стимулирующего графического материала для работы под контролем психолога. Незаконченные фигуры, прямые линии и прочие. Задача заключается в самостоятельном дополнении представленных материалов. Интерпретация проводится специалистом. По результатам выставляется конечный балл, который как раз и конкретизируется как тот или иной уровень креативности. Это подвижный показатель, его можно изменить посредством тренировки креативного мышления и подхода.

Задача психолога на этом этапе — проверить текущий уровень способностей и определиться с возможной программой развития. Она составляется индивидуально, с упором на основные аспекты, необходимые в конкретной ситуации.

Тест Стенфорд-Бине

Использует еще одну методику исследования интеллекта. Преимущественно проводится при анализе способностей детей и подростков, при поступлении в школу, ВУЗы. Активно применяется в странах Европы и США для исследования умственного потенциала ребенка и текущих особенностей его интеллектуального склада. Представляет собой стандартный опросник, во многом схожий с исследованием по Айзенку, с некоторыми отклонениями. Дает довольно точные результаты. Интерпретация проводится в системе с прочими исследованиями.

Исследование феноменов Пиаже

Задачи Пиаже позволяют с ранних лет определить степень интеллектуального, творческого потенциала, исследовать степень одаренности. Применяется наиболее активно в работе с людьми младшего возраста.

Матрицы Равенна

Графическая методика исследования интеллектуального потенциала и способности к аналитическому, пространственному мышлению. Используются не только для выявления одаренности, но и при проверке профпригодности в определенных местах. Методика предельно простая, но результаты обладают высокой информативностью.

Тест Слоссена

Очередная модификация исследования умственных способностей.

Тесты преимущественно проверяют именно когнитивную, мнестическую составляющую. Что касается творческого компонента, тут все куда сложнее. Оценка проводится в динамике, определяется условным анамнезом.

В обязательном порядке психолог проводит серию личностных тестов. В том числе исследование акцентуации характера по Леонгарду и прочие, чтобы определить особенности характера. Не обходится и без устной беседы, направленной на выявление важных факторов: логики, нестандартности мышления, реакций на различные раздражители.

Диагностика требует определенного времени. Обычно выводы с первого сеанса делать рано. Необходимо наблюдение на протяжении нескольких раз.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы «помещать» их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Методы развития собственных способностей

Способы развития потенциала, раскрытия одаренности зависят от характера способностей и задатков. Вопрос решается в индивидуальном порядке.

При превалировании творческого компонента имеет смысл начать заниматься искусством в разных его вариациях. Развитие музыкального слуха, привитие художественного вкуса и прочие методики.

Применяются специальные методы развития интеллектуальных способностей. Решение задач, головоломок. Хорошо сказывается чтение, написание небольших эссе по вольной или заданной теме. Анализ и пересказ прочитанного материала с нарастанием сложности стимулирующих текстов.

Академическая одаренность развивается в ходе, как ни странно, обучения. Задача не столько давать конкретные задачи, сколько направлять и наблюдать за процессом, создавая необходимые условия.

Что должны знать родители, чтобы не губить потенциал ребенка

Родители должны знать о нескольких моментах. При следовании представленным рекомендациям, шансов на результаты будет куда больше.

  1. Нельзя ограничивать любознательность ребенка. Нужно отвечать на вопросы подробно и по существу. Стимулировать искать ответы самостоятельно.
  2. Нельзя использовать императивную модель воспитания. Необходимо способствовать креативности, инициативности и самостоятельности.
  3. Следует поощрять ребенка за самостоятельную деятельность.
  4. Необходимо создать благоприятную среду для развития тех или иных способностей. Эмоциональную, материально-техническую.
  5. По необходимости привлекаются специалисты, наставники для работы.

Это основные способы развития.

Ссылка на основную публикацию
Похожее