Статья:
Почему это проблема
Взрослые обычно не заостряют внимание на поведении малыша, считая, что он с возрастом «перерастёт». И к врачу обращаются лишь тогда, когда проблему уже просто нельзя не распознать.
В детском саду проблема лишь начинает развиваться. Но вот когда ребёнок идет в школу, признаки начинают выражаться более явно. Учебный процесс требует организации занятий, то есть это именно то, к чему малыш не подготовлен. Плохая концентрация внимания, активная подвижность и неадекватное поведение на занятиях делают невозможным полноценный учебный процесс.
Малыши с повышенной активностью постоянно нуждаются в контроле преподавателя, так как сосредоточить внимание ребёнка на учебном процессе очень сложно, он постоянно занимается посторонними делами, отвлекается, сказывается нехватка внимания. Терпения и опыта учителя зачастую не хватает, чтобы исправить деструктивное поведение. Начинает формироваться обратная реакция — агрессивность.
Развитие таких малышей отстает от одноклассников. Преподаватели не могут подстроиться под развивающуюся патологию, это приводит к конфликтам. Гиперактивный малыш в школе нередко подвержен издевательствам сверстников, у него появляются проблемы с общением. С ним не хотят дружить, это вызывает обидчивость, приступы рукоприкладства, агрессии.
Склонность к лидерству из-за невозможности быть им начинает порождать развитие заниженной самооценки. Через определенное время развивается замкнутость. Более выражено появляются психологические проблемы.
Многих родителей пугает этот диагноз. Они могут считать, что их ребёнок отстаёт в развитии. Это ошибочное мнение, ведь на самом деле гиперактивный малыш:
- Творческий. У него много интересных идей, а воображение очень богатое. Если папа с мамой помогут ребёнку, в будущем он сможет стать замечательным специалистом с креативным подходом к делам или представителем творческой профессии с многогранными интересами.
- Имеет гибкий ум, отличается энтузиазмом, умением находить решение сложным задачам. Он разносторонне развит, имеет множество интересов, стремится быть в центре внимания.
- Энергичен и непредсказуем. Это свойство может быть как благотворным, так и негативным. У малыша много сил для разных занятий, но удержать его на месте бывает практически невозможно.
Есть мнение, будто гиперактивный малыш всегда находится в движении и хаотично перемещается. Это не совсем так. Если какое-либо занятие поглотило всё внимание дошкольника, он может забывать обо всём другом. Родителям важно поощрять хобби, позволив ему самостоятельно выбирать, что делать.
Симптомы гиперактивности у ребёнка и его интеллектуальные способности никак не связаны. Очень часто такие ребята очень талантливы. Кроме лечения их необходимо воспитывать, держать в чётких границах, стараясь развивать природные способности. Часто они замечательно танцуют, поют, выступают на публике.
Гипервозбудимость у детей
Синдром гипервозбудимости может наблюдаться у детей с патологией центральной нервной системы или с холерическим темпераментом. Во многих случаях болезнь сопутствует грыжам, рахиту, прорезыванию зубов, кишечным коликам и проч. Гипервозбудимость возникает сразу после получения родовой травмы (в большинстве случаев).
Эмоциональные нарушения проявляются всплесками. Как говорят в народе, истерика и вспышки гнева начинаются «на ровном месте», когда родители даже не ожидают подобного проявления. Эти всплески направлены на невиновных людей, чаще всего на родителей. Потом настроение быстро меняется на веселое, сопровождаемое радостным визгом и смехом. Такие ситуации происходят как дома, так и в детсадах, школах, на улице, и часто приводят к конфликтам. Родители могут привыкнуть к такому поведению, но другие окружающие, в том числе учителя, не будут терпеть данное поведение.
Ребенок постоянно продуцирует новые идеи, чаще всего невероятные. Но действует он прежде, чем подумает, потому при гипервозбудимости очень вероятно хулиганское поведение. Также ребенок говорит прежде, чем думает. Дети с гипервозбудимостью часто стремятся стать лидерами в любом окружении, в любой компании. Но часто другие дети не поддерживают этих идей, не могут уследить за ходом мыслей маленького лидера. Потому есть вероятность, что ребенок с синдромом гипервозбудимости окажется без друзей.
Низкие оценки в школе дети с данным заболеванием получают из-за невнимательности и быстрого переключения внимания. Они не могут долго фокусироваться на рассказе учителя, им необходимы смены видов деятельности на протяжении урока. Ребенок будет допускать ошибки в решении задач также из-за невнимательности. Самоорганизация у гипервозбудимых детей страдает. Из-за описанных факторов учителя начинают думать, что ребенок специально не слушает информацию на уроке, из вредности.
Из-за «недисциплинированности» мышления и речи у малышей, подверженных гипервозбудимости, сравнительно бедный словарный запас, трудности с абстрактным мышлением, им тяжело даются понятия пространства и времени. Если проигнорировать это, то развиться вторичное снижение интеллектуального развития (не смотря на то, что изначально у гипервозбудимых детей интеллект ничуть не ниже, чем у остальных).
Психологи при контакте с ребенком фиксируют признаки невротизации. У детей с синдромом гипервозбудимости повышенная утомляемость и склонность к беспричинному беспокойству. Родители могут наблюдать расстройства сна, обкусывание ногтей или кожи на пальцах, ковыряние в носу пальцем и другие привычки невротического характера.
Поведение гипервозбудимых детей часто инфантильно. Оборотной его стороной является готовность ребенка завязывать контакты с незнакомыми людьми, что в наше время очень опасно. Малыши при данном заболевании осуществляют экстравагантные выходки, которые вызывают у людей осуждение и удивление, чего, собственно, эти дети часто и добиваются. Им нравится реакция окружающих, они таким образом привлекают внимание к своей персоне. А внимания они требуют повышенного.
Важно, что при гипервозбудимости у детей нарушается координация. Родители могут видеть, что движения ребенка неловки и угловаты. Это сказывается и на почерке, и на помарках в тетради дошкольников и школьников. Кататься на велосипеде таким детям вряд ли удастся научиться быстро. Но это признаки синдрома гипервозбудимости старших детей.
Как же проявляется заболевание у младенцев? Прежде всего, синдром проявляется плохим сном, частым и долгим плачем. Крик таких детей монотонный, как бы на одной ноте. Грудь сосут вяло. Родители могут заметить на переносице просвечивающую через тонкую кожицу венку — признак повышенного внутричерепного давления, которое способствует развитию гипервозбудимости. Пальчики младенца с данным заболеванием сжаты в кулачки, ручки и ножки скрючены. Кожа часто имеет мраморный оттенок.
Младенцы не «перерастают» синдром гипервозбудимости. Воспитывать такого ребенка будет сложно, он на замечания будет реагировать упрямством, игнорированием, агрессией. Из игр предпочитают те, которые предусматривают разрушение чего-либо. В песочнице гипервозбудимые дети часто рушат чужие «постройки».
Причины гиперактивности у детей
Повышенная возбудимость обычно отмечается у малышей, чьи родители имеют холерический склад характера. Дети, как правило, лишь копируют поведение в более выраженной форме.
Если рассматривать признаки гиперактивности у ребенка до года, то отмечается явная тенденция к генетической расположенности передачи этой патологии. Приблизительно 45% родителей гиперактивных малышей в детстве перенесли это состояние.
В большинстве случаев сбои в мозговой активности закладываются внутриутробно. К формированию патологии могут привести следующие факторы:
- Тяжёлая беременность;
- Нездоровый образ жизни или курение матери в период ожидания малыша;
- Стрессы и переживания, испытываемые будущей матерью;
- Внутриутробная асфиксия;
- Токсикозы во время вынашивания плода;
- Гипоксия.
Реже болезнь может зарождаться в результате тяжёлого течения родов. На её возникновение способны повлиять такие явления, как:
- Очень длительные схватки или потуги у роженицы;
- Использование медикаментов для стимуляции родов;
- Появление на свет малыша на сроке до 38 недель.
В исключительных случаях гиперактивность появляется по другим причинам, никак не связанным с рождением. Патология может возникнуть, если присутствуют такие факторы:
- Болезни нервной системы;
- Ссоры и частые конфликты между родителями;
- Излишне строгое воспитание;
- Серьёзное отравление химикатами;
- Нездоровое питание.
Перечисленные причины — это факторы риска. Конечно же, необязательно, что из-за тяжёлых родов на свет появится гиперактивный ребёнок. Если будущая мама часто нервничала и лежала на сохранении, риск развития проблемы у её малыша повышается.
Не любой малыш, который себя ведет неадекватно, является гиперкинетиком. У некоторых ребят упрямство, непослушание, чрезмерная подвижность является следствием темперамента. С ними нужно лишь научиться вести себя, а не наказывать, так как это может вызвать обратную негативную реакцию.
Симптомы гипервозбудимости
Гипервозбудимость у новорождённых даёт о себе знать сразу после появления на свет, её признаки:
- Чуткий непродолжительный сон, сопровождающийся вздрагиванием и двигательным беспокойством;
- Вялое сосание с продолжительными паузами;
- Беспричинный однообразный плач, который трудно успокоить;
- Тремор (мелкое подрагивание) подбородка и конечностей;
- Повышенный мышечный тонус, что проявляется крепко сжатыми кулачками и согнутыми, приведёнными к туловищу конечностями;
- Частые обильные срыгивания;
- В зоне переносицы заметна вена ― сигнал о повышенном внутричерепном давлении;
- На коже хорошо видна сосудистая сетка;
Синдром гипервозбудимости у детей может развиться и позже по причине воздействия на нервную систему таких факторов, как заболевание рахитом, грыжи, кишечные колики, прорезывание зубов.
Если ребёнку не была оказана помощь в грудничковом возрасте, симптомы гипервозбудимости у детей дошкольного и раннего школьного возраста приобретают другие формы:
- Ребёнок не может сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности;
- Он не имеет усидчивости;
- Он наивен, склонен к фантазиям, легко доверяется незнакомцам;
- Таким детям свойственна повышенная утомляемость;
- Отмечается склонность к неврозам в виде обкусывания ногтей, беспричинного беспокойства;
- Речь ребёнка сбивчива, непоследовательна;
- Нарушена координация движений, что проявляется в плохом почерке, неуклюжих движениях;
С такими детьми взрослым сложно общаться. Ребёнку навешивается ярлык хулигана.
Симптомы гиперактивности
Основные симптомы гиперактивности у ребёнка до 2 лет появляются не сразу. До этого времени он может вести себя вполне нормально. Они проявляются постепенно. Проявление недуга у малышей можно заподозрить, если отмечается:
- В дневное время неусидчивость, постоянная суетливость, чрезмерное беспокойство, невозможность довести дело до конца;
- Плохой сон по ночам — движения и всхлипывания в постели, тревожное продолжительное засыпание, регулярные просыпания, разговоры во сне;
- Любой вид работы начинает вызывать нежелание их выполнять;
- Невнимательность, забывчивость, периодическое разбрасывание различных предметов, плохая сосредоточенность;
- Невыполнение просьб взрослых;
- Приступы импульсивности, эмоциональная неустойчивость.
Бывает очень непросто отличить синдром дефицита внимания от обычной детской непоседливости. Некоторые родители и специалисты ставят диагноз малышу по ошибке, хотя у того никаких серьёзных проблем на самом деле не существует.
Определённые симптомы могут говорить о неврастении, но всё равно нельзя самостоятельно назначать препараты при гиперактивности у детей.
При подозрениях на СДВГ требуется консультация врача. В возрасте до 1 года гиперактивность может проявляться следующим образом:
- Сильная возбудимость;
- Нервная реакция во время проведения гигиенических процедур (малыш может плакать во время массажа или купания);
- Высокая чувствительность к внешним раздражителям (звукам, свету);
- Нарушенный режим сна (часто просыпается ночью, а днём длительно бодрствует, его очень сложно уложить спать);
- Отставание в развитии (малыш может начать ползать, ходить, сидеть, говорить позже, чем сверстники).
До 2—3 лет могут быть трудности с речью. Малыш длительное время не способен составлять словосочетания и предложения. До наступления годовалого возраста её не диагностируют, поскольку указанные признаки достаточно часто проявляются из-за прорезывания зубов, проблем с пищеварением или капризов крохи.
Высококвалифицированные психологи по всему миру признают, что существует кризис 3 лет. При синдроме дефицита внимания он выражается особенно остро. В это время родители малыша начинают заниматься социализацией, водить его в детский сад.
Именно тогда гиперактивность заметно проявляется. Ребёнок может быть неусидчивым, невнимательным, непослушным, иметь проблемы с моторикой и речью. Родители могут замечать, что дошкольника очень непросто уговорить лечь спать.
Трёхлетка чувствует сильное утомление ближе к вечеру. Малыш плачет без видимой причины, ведёт себя агрессивно. Таким образом проявляется избыточная усталость, но ребёнок продолжает быть активным, громко разговаривает, много двигается.
В большинстве случаев диагноз ставится детям в возрасте 4—5 лет. Если родители не уделяли достаточно внимания физическому и психологическому здоровью чада, симптомы станут очень заметны при начале обучения в школе.
Признаки гиперактивности выражаются следующим образом:
- Трудности в концентрации внимания;
- Непоседливость;
- Во время урока школьник может покидать своё место, нарушать дисциплину;
- Сложность в восприятии речи преподавателя;
- Вспыльчивость, агрессивность;
- Нервные тики;
- Несамостоятельность;
- Частые головные боли;
- Неуравновешенное поведение;
- Энурез;
- Сильная тревожность.
Мать с отцом могут отметить, что у него присутствуют проблемы с успеваемостью. Часто болезнь может сопровождаться конфликтами с одноклассниками. Сверстники избегают чрезмерно активных ребят, поскольку с ними сложно отыскать общий язык, они ведут себя агрессивно и импульсивно. Такие ребята обидчивы, не всегда могут правильно оценить возможные последствия своего поведения.
Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста.
Анастасия Пырьева
Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста.
Воспитатель детского сада нередко сталкивается с детьми, проявляющими повышенную двигательную активность и эмоциональную возбудимость. Такой ребенок не только испытывает затруднения при усвоении новых знаний и навыков на занятиях, но и значительно затрудняет работу с другими детьми.
Излишняя эмоциональная возбудимость и отвлекаемость негативно влияет на познавательную сферу ребенка: в силу неспособности сосредоточиться, ребенку трудно овладеть знаниями и навыками, получаемыми в детском саду. Страдает и коммуникативная сфера: ему трудно дружить со сверстниками, соблюдать правила игр, продуктивно взаимодействовать со взрослыми.
Прежде всего, необходимо осознавать разницу между нормой (характерологические особенности, темперамент) и нарушением. Разумеется, ставить диагноз «гиперактивнось» и «СДВГ» имеет право только врач, но воспитателю и педагогу-психологу надо понимать, в каком случае возможно помочь ребенку, выстраивая педагогическое общение с учетом его индивидуальных особенностей, когда требуется коррекционная работа педагога-психолога, а в каком случае следует порекомендовать родителям проконсультироваться с врачом.
К индивидуально-психологическим особенностям относится характер
и темперамент . Вам, разумеется, известно, что четыре типа темперамента – холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики – характеризуются различной подвижностью психической активности, соотношением процессов торможения и возбуждения.
Наиболее активны и динамичны холерики
. Проявления этого типа темперамента совершенно нормальны и не нуждаются в коррекции. Но необходимо строить педагогическое общение с ребенком-холериком, учитывая его индивидуальные особенности. Дети-холерики активны, подвижны, проявляют яркие эмоции (они не просто смеются, а хохочут, предпочитают подвижные игры. Для них характерно трудное закрепление нового навыка, но усвоенный навык так же трудно изменить. Речь холериков быстрая и сбивчивая. Из-за повышенной подвижности и импульсивности таких детей, не редко появляются проблемы с дисциплиной. В связи с этим, необходимо делать акцент на развитии произвольности и саморегуляции, предоставлять возможность продуктивно выплескивать свою активность.
Ребенок, у которого может быть обнаружена гиперактивность
, похож на холерика. Однако у него имеются отличия. Ребенок-холерик, который занят интересным делом, будет упорно стремиться довести его до конца. Более того, упорное стремление к достижению поставленной цели является отличительной особенностью этого типа темперамента. Гиперактивный ребенок не может удерживать внимание даже на том занятии, которое ему интересно, отвлекается и переключается на постороннее, ничего не доделывает начатое до конца. Холерик – классический почемучка. Ему хочется узнать «Как?», «Зачем?», «Из чего это сделано?» Задав вопрос, он охотно выслушает ответ. Гиперактивнй ребенок не проявляет любознательность. Если он и задает вопрос «Почему?» и «Зачем?», то сразу же отвлекается на другие многочисленные раздражители. Ответ его не интересует. Засыпание гиперактивного ребенка вызывает проблемы как у него самого, так и у взрослых, сопровождается капризами. Сон таких детей чуток – посторонние звуки могут легко разбудить малыша. Заснуть снова ему будет трудно. Холерик, хотя и отличается подвижностью и энергичностью, спит крепко.
Еще раз хотелось бы предостеречь вас от самостоятельной постановки диагноза! Мы, педагоги, можем лишь сделать предположение о наличии нарушений в работе нервной системы ребенка и порекомендовать родителям проконсультироваться со специалистом.
Другой причиной двигательной и эмоциональной возбудимости ребенка может быть стресс
, связанный с неблагоприятным психологическим климатом в семье, травмирующие события или события, нарушающие привычный ритм жизни ребенка (болезни у близких, развод родителей, смена места жительства). Если признаки гиперактивности или проявления темперамента, так или иначе, заметны еще в раннем возрасте, то здесь нарушения появляются тогда, когда ребенок оказывается в неблагоприятных условиях. Воспитатель может заметить внезапное изменение поведения. Обычно покладистый и отзывчивый ребенок вдруг становится капризным, вертлявым, отказывается выполнять просьбы воспитателя и соблюдать правила игр.
Успешная помощь такому ребенку возможна при условии готовности родителей сотрудничать с педагогами детского сада, создать более благоприятный психологический климат в окружении ребенка. Для уточнения особенностей и причин эмоциональных и поведенческих нарушений полезно провести диагностику эмоциональной сферы: рисунок семьи, тест Люшера для детей. Задача педагога-психолога в данном случае – помощь ребенку в овладении навыками релаксации и отреагирования негативных переживаний.
Таким образом, чрезмерная возбудимость может быть вызвана разными причинами. Прежде чем принимать по отношению к ребенку какие-либо дисциплинарные или коррекционные меры, необходимо внимательно изучить причины нарушений и предоставить ему адекватную помощь.
Как проводится диагностика
Сложно поставить точный диагноз при первом же обращении к профессионалу. Для того чтобы выяснить вердикт наверняка, необходимо наблюдение, которое может длиться до 6 месяцев. Обследование проводят три специалиста: психолог, психиатр, невролог.
Многих родителей зачастую пугает визит к психиатру. Однако в этом нет ничего страшного, ведь хороший врач сможет точно оценить состояние ребёнка и выбрать правильную схему лечения. Обследование обязательно должно состоять из:
- Беседы с ребёнком;
- Наблюдений за действиями маленького пациента;
- Заполнения анкеты родителями;
- Нейропсихологического тестирования.
На основании полученной информации специалисты делают точные выводы о состоянии ребёнка. Иногда дело может быть вовсе не в гиперактивности, а в других заболеваниях, поэтому в некоторых случаях может понадобиться исследование крови, прохождение ЭЭГ, ЭХО КГ, МРТ мозга.
Старшим детям предлагают пройти психологическое тестирование, которое определяет способности к логическому развитию. После проведения полного исследования специалист диагностирует отсутствие либо наличие патологии и, если необходимо, разрабатывает соответствующее лечение.
Чтобы вовремя выявить болезнь, потребуется проконсультироваться с офтальмологом, эндокринологом, логопедом, отоларингологом. Прежде чем начинать лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста и ребят постарше, необходимо дождаться постановки точного индивидуального диагноза. Не нужно делать поспешных выводов.
Школьные преподаватели часто жалуются на чрезмерно активных учеников. Им тяжело усидеть на месте, они склонны нарушать дисциплину в классе. При этом синдром может никак не влиять на память и моторику.
Особенности лечения
Не существует волшебной таблетки от синдрома дефицита внимания. Для малышей и ребят школьного возраста лечение гиперактивности всегда назначается в комплексе.
При правильном выборе медикаментозного средства результат лечения достигает в 95% случаев. Но лечиться придется не один год, вероятно, лекарственная корректировка будет необходима в старшем возрасте.
Медикаментозная терапия заключается в использовании успокаивающих препаратов, лекарств, которые стимулируют психологическое развитие, а также влияют на улучшение метаболизма в головном мозге. Для этого чаще всего прописывают снотворное, транквилизаторы, ноотропы и психостимуляторы. В определенных ситуациях назначается прием нейролептиков и антидепрессантов.
Но не стоит придавать медикаментозному лечению основное значение, так как оно снимает исключительно симптоматический характер и не избавляет от причины. Также оно не сможет заменить самое важное — любовь к ребёнку. Именно она может вылечить его и в последующем дать полноценную жизнь.
Наиболее актуальные рекомендации при коррекции:
- Детям с гиперактивностью нежелательно заниматься спортом, где проводятся соревнования. Допустимы аэробные нагрузки, катание на велосипеде, плавание, езда на лыжах.
- Общение с психологом. Профессионал подберёт систему для снижения тревожности и повышения общительности маленького пациента. Беседы помогут улучшить самооценку, развить речь, память и внимание. Если есть серьёзные нарушения речи, занятия будут проходить с участием логопеда.
- Визит к психотерапевту всей семьёй поможет справиться с состоянием гораздо быстрее.
- Коррекция действий всех членов семьи, избавление от нездоровых привычек родителей, нормализация распорядка дня. Также необходимо определить возможные раздражающие факторы и максимально снизить или полностью устранить их. Следует понимать, что напряжённые отношения между отцом и матерью пагубно влияют на развитие их детей.
- Медикаментозное лечение. Доктора чаще всего выписывают ноотропные средства и успокаивающие препараты с растительным составом. Однако следует лечить малыша таблетками только в том случае, когда другие методы оказались неэффективными. Ноотропы используются для улучшения кровообращения мозга и нормализации обменных процессов. Приём таких средств поможет улучшить память и внимание. Курс лечения может продолжаться длительное время, поскольку лекарства дают эффект не раньше чем через 4—6 месяцев.
При необходимости можно попросить врача посоветовать успокаивающие травы, которые можно было бы пить в чистом виде или добавлять в чай.
Большинство взрослых отмечают улучшение самочувствия малышей во время соблюдения безглютеновой диеты. Некоторым также помогает исключение из дневного меню крахмала и сахарозы. Для детей с высокой активностью полезны все продукты, которые требуются для тканей мозга: много бобовых, орехов, белка, фрукты, овощи, оливковое масло, жирная рыба.
Исключить нужно снеки и сладости с красителями, усилителями вкуса, консервантами. Специалисты рекомендуют родителям подбирать те продукты, к которым у малышей нет личной непереносимости. Для чего следует производить ротацию продуктов, составить дневник приема пищи. Следует по очереди убирать по одному продукту из дневного меню и контролировать состояние ребёнка.
Рекомендации врачей
Любой ребёнок, которого приводят за помощью к врачу, является личностью, потому нет каких-то определенных правил корректировки поведения. Надо учитывать все особенности характера и условий, которые окружают малыша. Но существуют положения, от которых надо отталкиваться при лечении и воспитании:
- Контроль времени. Малыши с этим заболеванием часто не в состоянии сами контролировать время. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы они укладывались в нормативы, выполняя задания. Последние нужно записать на бумаге и повесить над письменным столом. Необходимо своевременно замечать и поправлять ребёнка при чрезмерном переключении внимания. Спокойно возвращать к выполняемой задаче.
- Особенности запретов. Нехватка внимания и повышенная активность выражается в абсолютном отрицании детьми любых запретов. Здесь есть одно правило: отсутствие во фразах слов «нельзя» и «нет». Вместо этого, надо построить фразу так, чтобы в ней подразумевалось действие, а не запрет. То есть, вместо фразы: «Не прыгай на кресле», можно сказать: «Давай прыгать вместе», и поставить малыша на пол, после, постепенно утешая, переключить его на другой вид занятий.
- Конкретика выполнения. Особенность прохождения патологии не дает возможности детям соблюдать логическое мышление. Чтобы облегчить понимание, не стоит перегружать предложения, из которых вы формируете задание.
- Последовательность выполнения заданий. Заболевание провоцирует у маленьких пациентов рассеянность. Нужно не забывать, что несколько заданий, которые вы даете одновременно, просто не воспринимаются детьми. Воспитателям надо самим следить за динамикой процесса и поручением очередных заданий.
Игры для таких дошкольников обязаны отвечать нескольким главным правилам.
- Первое из которых подразумевает организацию спокойной фазы, когда требуется произвести переосмысление игрового процесса, а после небольшого перерыва — продолжить игру. Главное, перед завершением игрового процесса воспользоваться моментом физической усталости и попробовать переключить маленького пациента на конструктивную работу, но в спокойном тоне.
- Второе правило заключается в том, что игровое время должно служить естественной физиологической и эмоциональной разгрузкой. Для этого ребёнку требуется соответствующее пространство. Игровой процесс обязан ненавязчиво направлять его в конструктивное русло.
Старшим детям полезны спортивные занятия. Надо лишь правильно выбрать конкретный вид спорта. Некоторым больше подойдут командные игры, другим — индивидуальные. В любом случае нужно решить проблему чрезмерного возбуждения, перенаправляя энергию в конструктивное русло.