Большинство направлений психотерапии работает с ментальными расстройствами, воздействуя на психику. Различные зависимости, нарушения сна или приёма пищи, шизофрения, поведенческие отклонения — их сфера деятельности. И лишь немногие способны оказывать терапевтический эффект не только на душу, но и на тело. Астении, вегетососудистая дистония, ожирение, заболевания опорно-двигательного аппарата и органов дыхания, дефекты речи и слуха — со всем этим набором может справиться профессионально организованная танцевально-двигательная терапия (ТДТ).
Что это такое
Танцевальная терапия — это направление психотерапии, основывающееся на творческом самовыражении через танец и движение, которые способствуют интеграции когнитивного, эмоционального, социального и физического аспектов жизни человека. Новый способ лечения души и тела, вызывающий у пациентов только положительные эмоции и позволяющий избавиться от многих проблем.
Ещё в первобытном обществе танцы имели социально-психологическую важность, выполняя сразу несколько функций:
- ритуальную (устанавливал связь с высшими силами);
- коммуникативную (передавал знания, способствовал общению между различными группами);
- идентификационную (отражал принадлежность к определённому племени);
- экспрессивную (позволял самовыражаться);
- рекреационную (снимал эмоциональное и физическое напряжение).
В начале XX века многие направления психотерапии стали рассматривать танец как возможный дополнительный метод к основному курсу лечения различных расстройств и патологий:
- психоанализ — как технику расширения сознания;
- индивидуальная психология — как воспитание врождённого «социального чувства»;
- аналитическая (комплексная) психология — как работу с бессознательным;
- телесно-ориентированная психотерапия — как метод лечения неврозов через телесные контакты.
В отдельное направление танцевально-двигательная терапия оформилась только в 1946 году. Американская танцовщица Мэрион Чейз, заметив, как благотворно влияют уроки хореографии на студентов, предложила проводить подобные занятия в больнице. Работала с психотическими, немыми больными. Научила их взаимодействовать в группе, открыто выражать чувства, общаться. Успех был очевиден.
1966 — год рождения Американской ассоциации танцевальной психотерапии.
На сегодняшний день ТДТ является самостоятельным, полноценным направлением со своим набором методов и техник, позволяющих добиться результатов в лечении пациентов. Применяется не только для взрослых, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в состоянии стресса или депрессии. Имеются программы для беременных, детей, подростков, пожилых. Есть семейные формы работы. Назначается как вспомогательный инструмент при различных заболеваниях и расстройствах.
Танцевальная психотерапия: главные цели
Чаще всего к психотерапевтам обращаются кинестетики, люди, для которых движения являются очень важным способом приема и переработки информации. Они хотят усовершенствовать свой навык самопознания, усилить возможности самовыражения. Однако и люди, относящиеся к аудиальному типу, визуалы, также могут почувствовать необходимость наладить контакт со своим телом для того, чтобы решить какую-то задачу.
Специалист осуществляет работу с клиентами, опираясь на следующие принципы:
- добиться расширения сферы осознания тела, понять его особенности;
- развить доверие к себе и улучшить самооценку;
- полноценно интегрировать внутренний опыт — установить связь движений с мыслями и чувствами;
- повысить навык социальных умений;
- способствовать появлению опыта отношений в группе.
В танцевальной психотерапии много специальных программ — для взрослых и подростков, беременных, борьбы со стрессами, пожилых людей.
К ней прибегают и те. Кто страдает посттравматическими расстройствами, аутизмом, болезнью Паркинсона, расстройствами питания.
Суть
Основная цель танцевально-двигательной терапии — раскрыть не только творческий потенциал человека, но и внутренние помыслы, побуждения, страхи. Избавляет от скованности, комплексов, фобий, неуверенности в себе, низкой самооценки и множества других, более серьёзных расстройств. Для реализации всех этих планов на разных этапах работы с пациентом последовательно выполняется ряд задач:
- осознать способности и возможности собственного тела;
- совершенствовать социальные навыки;
- почувствовать, выразить языком танца собственное «я»;
- научиться устанавливать связь между движениями, чувствами и мыслями.
Есть несколько базовых принципов, на которые опирается танцевально-двигательная психотерапия.
Принцип взаимосвязи
Нельзя вылечить тело, если болеет душа, — и наоборот. ТДТ направлена на их одновременное выздоровление.
Принцип социализации
С помощью танца можно наладить общение: с собой, окружающим миром и другими людьми.
Принцип целостности
ТДТ работает сразу со всеми компонентами знаменитой в психотерапии триады «мысли-чувства-поведение».
Принцип развития
Тело — живой, постоянно меняющийся и совершенствующийся организм, а не статичный предмет.
Принцип творчества и самореализации
Внутренние ресурсы человека должны использоваться как мотиватор и источник жизненной силы.
На занятиях пациенты раскрепощаются. Привлекая невербальные способы самовыражения, извлекают из подсознания проблемы, о которых иногда не могут сообщить в силу каких-либо обстоятельств, а порой и сами не догадываются об их существовании. Психотерапевтам это помогает правильно поставить диагноз и подобрать оптимальные методы лечения.
Танцевальная терапия: упражнения
Есть несколько упражнений, которые используют все данс-терапевты в своих уроках. Если у вас нет возможности посещать танцевальные группы, воспользуйтесь их наработками в самостоятельных занятиях. Итак, упражнения для танцевальной терапии:
Танец отдельных частей тела
Включите музыку, и танцуйте. Сначала одной рукой, затем другой, после этого каждой ногой по отдельности и так далее. Обязательно «потанцуйте» лицом – губами, глазами, мышцами лба. По ходу танца запоминайте, какие чувства в какой момент вы испытывали. Запишите их в блокнот.
Движемся, как умеем
Теперь включите любую музыку, которая вам больше нравится, и потанцуйте под нее так, как вы считаете нужным. Поменяйте мотив на противоположный, и двигайтесь под него. Запишите, как поменялось ваше настроение в зависимости от смена танца и музыки.
Стиль музыки
Выберите музыкальные произведения в разных стилях. Старайтесь исключать те, которые вам не по душе. Включайте подряд и танцуйте, выбирая движения спонтанно. Зафиксируйте свое отношение к каждому стилю, и запишите ваши ощущения.
Перед зеркалом
Глядя на себя в зеркало, потанцуйте. Какие чувства вызывает в вас тот человек, который танцует по ту сторону отражающей поверхности?
Переодевайтесь
Попробуйте устроить для себя костюмированное представление. В соответствии с каждым музыкальным стилем, переодевайтесь и танцуйте.
Вы тигр или кролик?
Представьте, что вы животное, и подвигайтесь, как тот персонаж, которого вы изображаете. А теперь объясните, почему вы выбрали тигра, кролика или котенка.
Работа
Попробуйте двигаться под музыку так, как вы представляете себе какую-либо работу. Например, стирку или глажку белья. Возьмите за шаблон ваши постоянные дела – чистку зубов, еду, бритье и т.д. Меняйте движения, экспериментируйте.
Профессиональный танец
Включите клипы или телепередачи, в которых много музыки и танцуют профессионалы. Копируйте их движения и па. Какие ощущения вы при этом испытываете?
Картины
Поставьте перед собой репродукцию картины. Попробуйте выразить в танце ее настроение.
Танцуем, как другие
Вспомните, как танцуют ваши знакомые. Воспроизведите их движения. Какие ощущения у вас при этом возникли?
Положение сидя
Сядьте на пол и подвигайтесь под музыку в положении сидя.
Положение лежа
Теперь растянитесь на кровати или на полу и под музыку продолжайте танцевать.
Воображение
Включите музыку, закройте глаза, и попробуйте вообразить, как бы вы хотели двигаться под нее.
«Партнер»
В качестве партнера возьмите игрушку, стул или зонтик. Все, что вам придет в голову и не помешает передвигаться, подойдет в качестве «партнера» для танца.
И так до тех пор, пока сможете удерживать в руках, подмышках и между ног предметы.
Показания и противопоказания
Показания:
- астенический синдром;
- вегетососудистая дистония;
- нарушенный метаболизм;
- лишний вес, ожирение, психогенное переедание;
- заболевания опорно-двигательной и дыхательной систем на начальном этапе;
- апатия, неврозы, повышенная конфликтность, негативизм;
- эмоциональные, поведенческие расстройства;
- фобии, комплексы, низкая самооценка;
- стрессы, депрессия;
- наличие мышечного панциря;
- аутизм;
- ОВЗ, ЗПР, нарушения слуха и речи у детей.
Особенно часто применяется при неврозах и депрессивных состояниях, так как способствует общему психологическому благополучию личности, повышает самопринятие, автономию, снимает напряжение, проясняет жизненные ценности, настраивает на позитивное изменение межличностных отношений.
Противопоказания:
- нарушения мозгового кровообращения;
- продуктивные психопатологические симптомы: бред, галлюцинации, кататонические расстройства;
- склонность к суициду;
- грубые поведенческие нарушения;
- заболевания, сопровождающиеся приобретёнными деменциями: Альцгеймера, Галлервордена-Шпатца, Паркинсона, Пика, аноксия, хорея Хантингтона, спиноцеребеллярная атаксия;
- стенокардия, кардиосклероз, гипертония;
- одышка, бронхиальная астма;
- серьёзные заболевания и травмы позвоночника.
Виды
Клиническая ТДТ
Используется не только для устранения психических проблем, но и лечения физиологических заболеваний. Выступает вспомогательным методом терапии. Чаще всего назначается для детей с нарушением слуха или речи, с ОВЗ и ЗПР, для взрослых — при диагностировании астено-невротического состояния, вегетососудистой дистонии, болезней опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.
Психотерапевтическая ТДТ
Решает конкретные проблемы, устраняя неврозы, повышенную конфликтность, негативизм, стрессовые состояния, навязчивые мысли, фобии и зависимости. Предполагает разнообразные формы работы: групповую, индивидуальную, семейную. Часто использует методы психоанализа. Требует достаточно длительного периода для достижения устойчивого результата.
Психологическая ТДТ
На эти занятия могут ходить абсолютно все, кто хочет раскрепоститься, выплеснуть негативную энергию, усовершенствовать свои социальные навыки. При этом не обязательно страдать от каких-то конкретных проблем. Проводится обычно в группах. Используется педагогами-психологами как метод психокоррекции незначительных личностных и поведенческих отклонений у детей и подростков.
Каждый из видов может использовать техники и методы, заимствованные из других течений и направлений:
- психоанализ;
- психодрама;
- экзистенциально-гуманистическая психотерапия;
- трансперсональная терапия.
Внутри танцевально-двигательной терапии тоже выделяются свои течения:
- интегративное (А. Гиршон);
- «5 ритмов» — сочетание с медитативными техниками (Г. Рот);
- контактная импровизация (С. Пэкстон).
Чаще всего она используется в тесном сотрудничестве с другими направлениями психологии и психотерапии.
Преимущества танцевально-двигательной терапии онлайн:
1. Любой, имеющий доступ в интернет, может получить квалифицированную психологическую помощь онлайн. При этом, стоимость консультации обычно меньше, чем у танцевального терапевта, принимающего очно, т.к. отсутствует плата за аренду кабинета.
2. Экономия времени. Молодые мамы, люди с плотным графиком работы, не любящие тратить большое количество времени на дорогу, имеют возможность получить онлайн-консультацию прямо из дома. Для этого необходимо иметь цифровое устройство (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон) и устойчивый сигнал сети.
3. Возможность получить консультацию специалиста из другого города.
4. Людям, вид деятельности которых связан с постоянными командировками, сложно найти время для поездки к психологу. Для них это существенный выход.
5. Людям, переехавшим жить в другую культуру. Психологическая работа, осуществляемая на родном языке клиента, может оказаться более продуктивной.
6. Шанс получить квалифицированную помощь во время карантина при эпидемии или пандемии.
7. У Клиента есть возможность находится в привычной для него домашней обстановке, в которой он может чувствовать себя более защищено и комфортно.
8. Анонимность. Никто не узнает, что человек был на консультации (некоторые этого стесняются).
Этапы лечения
1. Осознание
Главная задача — пациент через танец должен осознать, кто он на самом деле, чего хочет, свои желания и ценности, чувства, потребности, страхи. Параллельно такая же работа ведётся с телом: отслеживание дыхания, оттачивание движений, контроль пульса и давления.
2. Выражение
После осознания пациент учится выражать в танце свои эмоции, чувства и желания. Он может изложить с помощью тела то, что не способен высказать словами. Это избавляет от психологической и мышечной зажатости.
3. Аутентизм
С помощью спонтанных импровизаций психотерапевт способен проникнуть в самые глубинные и потаённые уголки подсознания пациента. Иногда данный этап сравнивают по эффективности с гипнозом.
Недостатки проведения танцевально-двигательной терапии онлайн:
1. Если появляются проблемы с интернет соединением, то консультация ставится под угрозу, ведь прерывание сигнала искажает картинку, обрывает звучание музыки, выбивает из сонастроенного потока с клиентом
2. У клиента в квартире не всегда достаточно места, чтобы встать на необходимом расстоянии от камеры, и из этого бывает не видно ног по колено.
3. Домашняя привычная обстановка может нести определенные минусы в консультации, так как клиент может иметь сильные психологические «якоря» в привычном для него пространстве, фиксирующие его в некотором психологическом состоянии. Например, для некоторых людей привычные домашние виды могут оказывать депрессивное влияние, так как ассоциируются с прошедшими ранее конфликтами и отрицательными эмоциями. При этом, кабинет психолога может привносить в ситуации консультирования фактор новизны и играет роль «смены обстановки и сюжета».
4. Если терапевт ведет консультацию с планшета или смартфона, то приложение Zoom не дает возможности трансляции музыки с этого же устройства. Приходиться пользоваться колонкой, что на выходе, со стороны клиента отрицательно сказывается на громкости и качестве звука
5. Клиент не всегда может расслабиться и полностью погрузиться в процесс, если дома присутствуют члены семьи. Особенно сильно отвлекаются матери на своих детей
6. Отсутствие непосредственного личного контакта танцевального терапевта с клиентом, который сам по себе играет очень важную роль. Само ощущение физического присутствия рядом человека, готового поддержать и помочь, является, как правило, терапевтичным и седативным. При этом, отсутствие личного контакта сужает возможности использования некоторых весьма эффективных техник и упражнений.
Особенности технического обеспечения проведения онлайн консультирования в ТДТ
Методы, техники, приёмы
Вид танцевально-двигательной терапии определяет набор методик, с помощью которых специалист будет помогать пациенту избавиться от проблем. Наиболее распространённые и эффективные техники:
- эмоциональное отреагирование;
- ролевые игры;
- музыкальное движение — метод воспитания, способствующий личностному развитию, рассчитан на здоровых людей, но успешно используется в работе с проблемными детьми;
- свободный танец;
- дыхательные гимнастики;
- кинестетическая эмпатия;
- парная импровизация;
- структурированный танец;
- совместный подбор музыки.
Успешность лечения определяют именно правильно подобранные методы. Поэтому здесь так важен профессиональный подход к решению проблемы. Если нужно избавиться только от негативной энергии — можно просто включить музыку дома и, не стесняясь, выплеснуть из себя всё плохое. Это тоже будет вписываться в рамки данного направления. С более серьёзными расстройствами должны работать подготовленные специалисты.
Хотите позаниматься с профессионалом? Тогда вам — в Центр интегрального танца «Живи танцуя». Основатель — Александр Гиршон. Кандидат психологических наук, хореограф, профессиональный танцевально-двигательный терапевт. Ведущий и автор многочисленных тренингов и мастер-классов. Написал немало работ по вопросам психологии и духовных практик: «Истории, рассказанные телом», «Маленькая книга о Тени», «Интегративная танцевально-двигательная терапия».
Кому нужна танцетерапия?
К танцетерапевтам обращаются люди, которые ощущают дисгармонию между телом и духом. Это ощущение возникает с ранних лет, когда ребенок не чувствует любви родителей и окружающих людей, когда его преследует чувство вины за поступки, когда ему самостоятельно приходится учиться выживать в окружающем мире. В том числе, если в подростковом возрасте человек испытывал чувство неудовлетворения своим телом. Это ощущение не исчезает и с годами. Человек ищет и находит в танцетерапии осознание себя, тела и личности.
Весь процесс строится на борьбе противоположностей или достижений того, что считалось недостижимым. Кроме того, человек, открывая в себе новые возможности, учится мыслить креативно. Он рассматривает себя с разных точек зрения, начинает реально смотреть на вещи, и правильно оценивать поступки и проступки.
Танцетерапевты дают возможность ученикам проникнуться ритмом музыки и выразить внутренние переживания с помощью телодвижений. Они вызывают из потаенных уголков души каждого человека те переживания и проблемы, которые так и не нашли решений. Они помогают найти ответы на вопросы, которые человек тщетно ищет годами.
Как проводятся тренинги, сеансы, занятия
Помимо специфических принципов, для проведения сеансов используются также общепринятые, базовые:
- добровольное участие;
- принцип «здесь и теперь» (важно лишь то, какие переживания пациент испытывает в данный момент);
- конфиденциальность;
- открытое выражение эмоций и чувств (доверительные отношения не только между пациентом и психотерапевтом, но и между участниками группы);
- ответственность (в точности выполнять все задания);
- активность.
Чаще всего танцевально-двигательная терапия использует групповую форму занятий. Обычно они выстраиваются по определённой схеме.
Разогрев
Время: 3 минуты.
Цель: подготовить тело к работе, снять мышечные зажимы.
Упражнение — «Танец по частям». Участники становятся в круг. Включается ритмичная музыка. Специалист называет части тела, которые нужно задействовать: голову, руки, плечи, бёдра, живот, корпус. Далее идёт обсуждение, кому что далось легко, а что — трудно. Там, где возникли сложности, скорее всего, имеется мышечный панцирь.
Танцевально-двигательная экспрессия
Время: 30-45 минут.
Цели:
- осознание собственного тела;
- развитие его возможностей и способностей;
- выражение чувств и эмоций;
- оттачивание социальных навыков при работе в группе.
«Веду за собой»
Участники становятся в колонну. Включается музыка. Тот, кто стоит во главе, начинает двигаться, показывая различные па. Остальные повторяют его движения. Через 30 секунд, по хлопку специалиста, ведущий уходит в конец колонны. Тот, кто оказался первым, берёт на себя его обязанности. Каждый должен отыграть обе роли. Во время обсуждения все высказываются, в какой позиции (ведомого ил ведущего) они чувствовали себя более комфортно.
«Фауна»
Каждый участник выбирает любое животное или птицу и начинает под музыку изображать его, не сообщая другим, кого именно копирует. Перед выполнением упражнения специалист ставит три задачи:
- Постараться, чтобы животного узнали другие, то есть изображать максимально реалистично.
- Узнать как можно больше других зверей и птиц.
- Вступать в контакт с другими во время танца.
Во время выполнения упражнения танцевальный психотерапевт делает наблюдения и записывает результаты. Почему участник выбрал именно этого животного? В психологическом плане разница между волком и кроликом, например, существенна. Насколько тесно он взаимодействует с другими? Сразу можно выделить социально активных и изгоев. Как именно проходят эти контакты? Кто-то выражает танцем агрессию, кто-то — дружелюбие и мягкость.
«Отзеркаливание»
Участники произвольно делятся на пары, становятся друг напротив друга. Один — показывает движения, второй — выполняет, отзеркаливая их. Главное — не касаться партнёра и смотреть глаза в глаза. Через минуту роли меняются. В течение нескольких минут можно создавать новые тандемы. В итоге обсуждается, что понравилось, а что нет.
«Танцевальный хоровод»
Участники берутся за руки и становятся в круг. Включается достаточно ритмичная музыка, под которую нужно спонтанно двигаться, выражая собственное «я», привнося в коллективный танец что-то индивидуальное. Единственное правило — не размыкать рук. Здесь специалисту важно увидеть навыки социализации. Кто-то слишком увлечён только собой, не обращая внимания на то, что доставляет неудобство окружающим (это свидетельствует о наличии расстройств). Другие стесняются. Третьи механически копируют движения соседа.
Заминка
Время: 5 минут.
Цели:
- восстановить дыхание;
- снять напряжение и эмоциональное возбуждение;
- закрепить результаты.
Медитация. Включается медленная, спокойная музыка. На экране проектора — иллюстрация красивого восхода солнца. Участники произвольно рассаживаются (лучше прямо на пол), принимая удобную позу. Танцевально-двигательный терапевт произносит аффирмации о том, как хорошо и спокойно у всех на душе. Может быть использована аудиозапись. При этом пациенты могут двигаться в такт мелодии, закрыть глаза, даже лечь — никаких запретов нет.
Анализ
На этом основная часть сеанса закончена. Но не для психотерапевта, который анализирует поведение каждого участника во время занятия со следующих позиций:
- как он использует пространство и время;
- в каком ритме он чувствует себя более комфортно;
- как взаимодействует с остальными участниками;
- смог ли выразить себя, выполняя упражнения;
- чего больше в движениях — хаоса, спонтанности или подчинения каким-то правилам;
- насколько точны и целенаправленны движения;
- какие части тела выпадают из танца (скорее всего, они являются заложниками мышечного панциря) и т. д.
После всестороннего анализа поведения каждого участника психотерапевт может переформировать группы и назначить индивидуальные сеансы.
Танцевальная терапия: история развития метода и ее значение для личностной коррекции
Екатерина Степашкина
Танцевальная терапия: история развития метода и ее значение для личностной коррекции
Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Делая экскурс в историю, мы можем увидеть, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения.
Впервые в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики (К. Рудестам,1998)
. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век) . Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия. На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В. Райх, 1942; Г. Салливан, 1953, аналитическая психология К. Юнга (1961)
. Одним из главных достоинств танцевально-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. По мнению К. Юнга взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах. В литературе выделяются следующие факторы, способствовавшие развитию танцевально-двигательной терапии:
К первому можно отнести то, что после IIМировой войны многим людям требовалась реабилитация: физическая и духовная. Танцевально-двигательная терапия способствовала этому. «Первой леди»
в данном виде терапии считали Мэриан Чейс которая работала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развила танец в терапевтическую модальность. Работая с невербальными и психическими больными, добилась больших успехов. Пациенты, которые считались безнадежными, стали способны к групповым взаимоотношениям и выражению собственных чувств. В 50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцевально-двигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.
В 60-е годы: «движение тренинга человеческих отношений»
, что способствовало работе с группами и разработке методов развития самосознания. Большую роль в представление о танце как о коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман «Танец – это живой язык, которым говорит человек. Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения – человеческое тело». В 50-е – 60-е годы тоже стали использовать танец в качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств. Это Труди Шуп и Мэри Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. Работали они в разных направлениях, но их общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символические действия.
Большое влияние на развитие танцевально-двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. «Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как — позволим себе встать на точку зрения души. Душа ничего не может значить без тела.» К. Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл «активным воображением»
, выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. «Душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь» .
Танцевально-двигательная терапия имеет свои принципы и цели. Ее основная задача — обретение чувствования и осознанности собственного «Я»
. Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчуждены от тела, не чувствуют себя интегрированными, В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличие от подходов работы с телом (которые мы упоминали выше, в танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Танце-терапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танцевально-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активности клиента, свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т. е. недирективный стиль терапии) .
Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Джоан Смолвуд (Joan Smallwood, юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила три компонента терапевтического процесса:
1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных «двойных сообщений»
(когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К. Юнг описывал как части бессознательного. Аутентичное Движение как метод танцевально-двигательной терапии, основанный на аналитической психологии К. Юнга, создала Мэри Уайтхаус.
Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими. В отличие от других подходов работы с телом, танцевально-двигательная терапия использует сны, образы или символы в работе с телом. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Танце-терапевт работает постоянно с собственным телом, используя его как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миром клиента. Танцевально- двигательная терапия, помимо движения, использует еще такие понятия как вес, пространство, время — для расширения и обогащения творческого и выразительного мира клиента.
Танце-терапевт концентрируется на взаимоотношениях терапевт — клиент, клиент — пространство, осознанные движения — неосознанные. Танцевально-двигательная терапиявыступает в двух формах: индивидуальной и групповой. В групповой форме процесс танцевально-двигательной терапии основан на том, что терапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их.Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его развитие и завершение (такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп: психодрамы, гештальта и т. д.).[
Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоциональные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. (Например: вытягивание плечей и рук может развиться в толкающее движение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятную ситуацию или человека, с кем это связано). Повторяя и усиливая движения, терапевт помогает каждому участнику осознать чувства через обратную визуальную связь.
Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувствительным к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки, которая ведет к сопротивлению работе. Терапевт помогает привести процесс движения к завершению (3 часть группового процесса)
с помощью вербальной обратной связи.
Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я.
Танце-терапевт выявляет и развивает текущие эмоциональные и психологические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из главных тем групповой работы является «Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми»
.
Раньше танцевально-двигательная терапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же — все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретают именно социально-психологические аспекты танцевально-двигательной терапии. Существует три основные области работы танце-терапевта:
1. Тело и его движения
2. Межличностные отношения
3. Самосознание
Целями терапиив первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.
Во второй области танце-терапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия. Групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей.
Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально- психологических ролей.
В третьей области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки.
Благодаря танцевально-двигательной терапии можно проработать динамический аспект паттернов мышечного напряжения. Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесно ориентированная работа не охватывает эту последовательность напряжений. Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни.
Танце-терапевт должен обладать большой чувствительностью к происходящему, чтобы дать возможность людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать.
Благодаря работе в группе по танцевально-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами,а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения. Группа по танцевально-двигательной терапии – это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр поведенческих возможностей.
Человеческое тело обладает знанием, накопленным за многие миллиарды лет. Тело гораздо старше, чем интеллект. Пройдя эволюционный путь, оно впитало самое необходимое для жизни. Движения построены по определенным законам, которые поддерживают и сохраняют психологический баланс и помогают ощутить гармонию бытия.
Что мы знаем о своем теле, его желаниях и потребностях? Насколько нам комфортно в нем, а ему с нами? Умеем ли мы слушать тело? О чем могут рассказать руки, ноги, голова, позвоночник? На эти вопросы помогает ответить своеобразный диалог с телом. Создавая и поддерживая танец мы учимся быть внимательными и чуткими к телу. И оно начинает рассказывать нам свои истории, раскрывать тайны веков. Тело-это та основа, на которую «нанизаны»
чувства, в которые «упакованы» мысли. Состояние тела определяет ясность сознания. Осознавая тело, мы получаем возможность проработать проблемы, с которыми встречается в жизни.
Особые случаи
Для детей дошкольного возраста
Танцевально-двигательная терапия часто используется для коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного возраста. Основные задачи:
- устранение эмоционального дискомфорта;
- повышение активности и самостоятельности;
- реализация творческой составляющей;
- ликвидация вторичных личностных реакций: агрессивности, гипервозбудимости, мнительности, тревожности;
- коррекция уровня самосознания и самооценки;
- формирование чувства ритма;
- совершенствование навыков социализации.
Эффективность терапии в работе с проблемными детьми дошкольного возраста обусловлена её способностями:
- выявлять ритмические рефлексы;
- приспосабливать организм к слуховым раздражителям;
- нормализовать деятельность ЦНС (гипервозбуждённые успокаиваются, замедленные становятся более активными);
- помогать в устранении дефектов речи через связь двигательных и речевых анализаторов;
- развивать произвольную лицевую моторику.
Рекомендуемые упражнения: «Джаз тела» (есть индивидуальный и парный варианты), «Танец-вибрация», «Огонь-лёд», «Росток», «Насос и надувная кукла», «Улыбающееся солнышко», «Джангл».
Для детей с нарушениями речи
Тесная связь двигательных и речевых анализаторов позволяет использовать танцевальную терапию как вспомогательный метод в работе логопедов. Цели:
- овладеть «языком движений»;
- научиться выражать с помощью танца эмоции;
- развить перцептивные и мнемические возможности;
- снять мышечное напряжение;
- расширить навыки в коммуникативной сфере.
Рекомендуемые упражнения: «Ри, «Скользящее движение», «Ритмический диктант», «Канон», «Театральная азбука».
При нарушениях слуха
Исследования показали положительное влияние танцевально-двигательной терапии на слуховой анализатор. У детей с нарушениями слуха обычно затруднена вербальная сторона общения. Танец минимизирует дискомфорт, снимает психологические барьеры, устраняет чувство скованности и неловкости. Через движение активируются ресурсные возможности организма: помимо работы с психикой, идёт развитие органов слуха при постоянном контакте с музыкальным материалом.
Как показала практика, за 12 занятий длительностью по 1 часу дети с нарушениями слуха смогли избавиться не только от зажатости и комплексов, но и совершенствовали свои физические возможности — стали лучше слышать.